Статья Торхова Ф. С.

  • Живописец, Заслуженный художник России
  • Член Союза художников России
 Михаил Яковлевич Будкеев родился на Алтае в старинном селе Овсянниково в 1922 
году.
    Детство и юность его прошли в близости к природе. Едва получив среднее образование, 
он добровольцем выступил на защиту Родины. Лётная школа, фронт, ранение – вот этапы 
биографии военных лет.
    Влечение к искусству у Михаила Яковлевича проявилось ещё в школьные годы. После 
войны он упорно работает над собой в этом направлении, учится у жизни и на образцах 
русского и советского искусства. Первым своим учителем он называет М.И. Перетолчина, 
работавшего в пятидесятые годы художником Бийского драматического театра, где 
Михаил Яковлевич был декоратором. В ранних этюдах Будкеев стремился тщательно 
воспроизводить натуру, однако уже в этих работах обнаруживается пристальная 
наблюдательность начинающего художника.
    После театра Будкеев работал на Бийском котельном заводе. Здесь появились и его 
первые картины: «Котлы – стройкам коммунизма», «На строительной площадке». Эти 
работы экспонировались на выставках  сначала в Барнауле, позднее в 1952 году – в 
Москве. Успех окрылил художника.
    В 1954 году художник переезжает в г. Барнаул. С этого времени его картины регулярно 
экспонируются на профессиональных выставках.
    В поисках ведущей темы, в которой он мог бы выразить свою любовь к родному краю, 
художник попадает в Горный Алтай. Величественный пейзаж, Чуйский тракт, сёла и 
стоянки чабанов, бурные реки, голубые озёра, бескрайние синие горы овладевают 
воображением художника. Голубой Алтай становится ведущей темой его живописных 
пейзажей. В его небольшие картины пришли сдержанность, подчинение благородных 
цветовых сочетаний одному основному тону, мастерство кладки мазка, продуманность 
композиции.
    Передавая материальность и фактуру изображаемых мотивов, он стремится к 
выявлению настроения и состояния пейзажа. Характерной работой этого периода является 
пейзаж «Алтай. Выпал снег». В пейзаже художник изобразил простой мотив, сумеречные 
горы с тёмными кедрами и нескольких всадников, едущих по снежному покрову, но 
сколько в это вложено поэтического чувства, настроения, гармонии цвета. Этой работой 
художник дебютировал на республиканской выставке художников РСФСР в 1957 году.
    Бывая в домах творчества Союза художников РСФСР, Михаил Яковлевич учится у 
ведущих мастеров советского искусства В.Н. Гаврилова, С.П. Ткачёва, В.М. Сидорова.
    В 1960 г. М.Я. Будкеев был принят в Союз художников СССР.
Работая в технике масляной живописи, художник осваивает и технику акварели. Одна
из лучших акварелей «Мост строится». Уходящие фермы моста, краны, бурное серое небо
и тёмная глубина воды передают ритм повседневного труда человека. Этой работой
художник участвовал на выставке «Сибирь социалистическая» в 1964 году в г.
Новосибирске и выставке «Сибирь и Дальний Восток» в г. Тюмени в 1966 году.
Будкеев глубоко понимает современность в пейзаже. В его картинах органически
сочетаются нетронутая природа и человек с созидательным трудом. Это и Чуйский тракт с
его просёлками, и стоянки чабанов с отарами овец, и с неизменными лошадьми, которых
художник очень любит изображать, стада маралов, долины гор.
В последние годы талант Будкеева окреп, палитра стала звучнее. Пейзажи получили
новое образное, композиционное и цветовое решение. Это пейзажи «Посёлок
мараловодов», «Чуйская степь», «Онгудай», «Кош-Агач», «У горы Синюхи». В
небольшом пейзаже «Онгудай» М.Я. Будкеев всё решение строит на сопоставлении
звонких декоративных пятен. Густая зелень огородов подчёркивает свежесрубленные
дома на фоне уходящих на задний план сельских домов с мелькающим автобусом и
людьми. Пейзаж создаёт настроение праздничности обычного горного посёлка.
В пейзажах «Кош-Агач», «Чуйская степь» художник весь колорит картин выдерживает
в показе характера южного Алтая. Громады горы, таивший несметные рудные богатства, и
маленький посёлок горняков у подножия её придают пейзажу «У горы Синюхи» большой
образный смысл. Гора Синюха вобрала в себя всё цветовое звучание палитры, раскрывая
себя зрителю в многоцветье рудных богатств. Сопоставляя насыщенную цветом гору
Синюху, художник передаёт радость труда человека.
Но было бы неправильно тематику пейзажа М.Я. Будкеева свести только к Горному
Алтаю. Природа раскрылась перед ним как богатейший источник чувств, размышлений,
переживаний и тревог. Глаз художника остро и своеобразно видит действительность,
неповторимый Горный Алтай, обские дали, могучий Байкал, горные вершины Армении,
памятники архитектуры Пскова, крымские мотивы.
Будь это утро, полдень, вечер, изображает ли Будкеев горы, камни, непроходимую
тайгу, степи, снега, он умеет находить тончайшие нюансы полутонов для того, чтобы
раскрыть состояние природы, Художник воспринимает изображаемый мир во всём
множестве переливов света и цвета.
Произведения живописца составляют вдохновенную поэму о родной природе, об
Алтайской земле, её весне, лете, осени, зиме, о её горах, тайге и степях, о её прекрасных
тружениках и несметных богатствах.
Scroll to top